Этикетка - это бирка с текстом и/или графическим изображением, прикрепленная к товару.
На ней указываются: наименование товара, торговая марка производителя, дата производства, состав, срок годности и другая важная информация. Ее крепят на упаковку или сам товар. У каждого товара в магазине должна быть этикетка.
Главная задача этикетки:
- информировать покупателя о товаре;
- рекламировать продукт;
- создавать образ бренда;
- идентификация товара - на этикетки наносят штрих-код, он ускоряет распознавание товара на кассе и складе, защищает от подделок.
Обязательно при формировании этикетки нужно учитывать государственные нормативные документы и регламенты. Если информации много, то не надо значительно уменьшать шрифт и использовать сокращения. Покупатели достойно оценят и дизайн этикетки и доступный для чтения размер шрифта, с большим количеством информации успешно справляются многослойные этикетки.
Законы и нормативные документы по этикеткам
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений.
- основная информация указывается шрифтом высотой не менее 2 мм (строчные буквы);
- дополнительная информация указывается шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы).
- обозначение свойств упаковки на этикетке.
Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в национальных стандартах Российской Федерации, стандартах организаций и других документах, в соответствии с которыми изготовлены и могут быть идентифицированы продукты, применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
кода, определяет вторичные эталоны для калибровки, с помощью которых верификаторы должны испытываться, и предназначен для проведения испытаний репрезентативной выборки образцов оборудования.
- 4 - А — максимальный;
- 3 - B — приемлемый;
- 2 - С — минимальный;
- 1 - D — плохой;
- 0 - F — брак.
Качество печати штрихкодов Data Matrix GS1 должно быть:
- не ниже класса B (2,5) — непосредственно в процессе;
- не ниже класса С (1,5) — на финальной стадии, например, при отгрузке контрагенту.
- возможностью декодирования;
- контрастностью;
- модуляцией — однородностью светлых и темных символов, составляющих изображение;
- наличием повреждений свободной области;
- осевой неоднородностью;
- отклонениями ячейки идентификатора от условно идеальной сетки;
- искажениями в размерах или форме символов из-за технических проблем при печати;
- количеством доступных исправлений ошибок, допущенных при печати.
- Уменьшать размер «пустой» зоны нельзя — это снижает контрастность и приводит к ошибкам при считывании.
- Печать кодов на прозрачных пленках недопустима.
- Покрытие лаком и ламинирование упаковок, стикеров и этикеток с идентификаторами следует выполнять с осторожностью.
- Технологические операции и дизайнерские изменения также могут привести к ошибкам распознавания двумерного кода.
О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из-за рубежа в РФ.
Основные документы регламентирующие общепринятые сокращения и их написание
Международное Бюро мер и весов (МБМВ) было основано в соответствии с Метрической Конвенцией, подписанной семнадцатью государствами в Париже 20 мая 1875 г. во время заключительной сессии дипломатической Конференции по Метру. Конвенция была пересмотрена в 1921 г.
Задача МБМВ состоит в обеспечении унификации измерений во всем мире, а его цели заключаются в следующем:
- представлять международное измерительное сообщество с целью максимального повышения его эффективности и влияния;
- быть центром научного и технического сотрудничества между государствамичленами, предоставляя возможности для международных сличений с распределением затрат;
- быть координатором всемирной измерительной системы, с целью обеспечения сопоставимости и международного признания результатов измерений.
Настоящий стандарт устанавливает единицы физических величин (далее - единицы), применяемые в стране: наименования, обозначения, определения и правила применения этих единиц.
Настоящий стандарт не устанавливает единицы величин, оцениваемых по условным шкалам, единицы количества продукции, а также обозначения единиц физических величин для печатающих устройств с ограниченным набором знаков (по ГОСТ 8.430).
- Правильно: 100 г
- Ошибка: 100 гр. или 100 г. или 100г - точки не ставятся при сокращении слов обозначающие единицы величин, выделяется пробелами. Знаки препинания ставятся согласно оформления предложения.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.
Обязательная информация в этикетках
Этикетка для продуктов питания
- наименование;
- состав;
- пищевая ценность;
- изготовитель;
- страна происхождения;
- товарный знак производителя;
- масса нетто, объем или количество продукта;
- условия хранения;
- срок годности;
- обозначение государственного стандарта или стандарта предприятия;
- информация об обязательной и добровольной сертификации (в форме графического изображения, установленного законодательством, либо в форме текста).
В составе продукта необходимо указать информацию о:
- биологически активных добавках к пище;
- ароматизаторах;
- пищевых красителях;
- улучшителях вкуса;
- пищевых продуктов нетрадиционного состава;
- продуктов с включением несвойственных им компонентов белковой природы;
- о наличии в продукции компонентов, полученных с помощью ГМО.
Этикетка для косметики
- наименование продукции;
- наименование изготовителя, юридический адрес;
- страна происхождения;
- информация, куда направлять претензии по качеству товара;
- объем или масса: для туалетного твердого мыла — номинальная масса куска на момент упаковки; на пробниках, а также продукции массой менее 5 г или объемом менее 5 мл не указывается;
- цвет и/или тон для декоративной косметики и окрашивающих средств;
- массовая доля фторида для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- срок годности;
- условия хранения;
- меры предосторожности;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения;
- список ингредиентов — указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, парфюмерную композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава.
Этикетка для бытовой техники и электроники
- название товара;
- наименование страны-производителя;
- название фирмы-изготовителя, юридический адрес;
- функциональное назначение товара, область применения;
- правила хранения, транспортировки, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации;
- потребительские свойства и характеристики товара;
- информация об обязательной сертификации;
- масса, размер, состав (комплектность);
- товарный знак (товарная марка);
- дата изготовления;
- срок годности;
- нормативный или технический документ, по которому произведен товар — для товаров отечественного производства;
- добровольная сертификация (при наличии);
- знак соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе).
Этикетка для обуви
- товарный знак или марка предприятия-изготовителя;
- модель и (или) артикул;
- размер;
- полнота;
- материал верха, подкладки и низа обуви;
- защитные свойства - для специальной обуви;
- дата изготовления.
Этикетка для одежды
- товарный знак или марка предприятия-изготовителя;
- модель и (или) артикул;
- размер;
- рекомендации по уходу.
Символы соответствия на этикетках
CE (Европейское соответствие)
Символ CE подтверждает, что товар прошел проверку и соответствует требованиям безопасности для людей и окружающей среды, которые действуют в Евросоюзе. Однако знак CE не равен знаку качества продукции.
Товары, подлежащие маркировке знаком CE:
- детские игрушки;
- строительные изделия и материалы;
- средства индивидуальной защиты;
- неавтоматические приборы для взвешивания;
- бойлеры, работающие на жидком или газообразном топливе;
- медицинское оборудование;
- приборы и защитные системы для применения во взрывоопасных средах ATEX;
- системы и установки, работающие под давлением;
- средства радиосвязи и телекоммуникационное оборудование;
- измерительные приборы;
- машины и оборудование;
- простые сосуды под давлением;
- приборы сжигания газообразного топлива;
- взрывчатые вещества для гражданских целей;
- канатные установки, предназначенных для перевозки людей;
- лифты и подъемные механизмы;
- активные имплантируемые медицинские приборы;
- медицинские средства для лабораторной диагностики;
- прогулочные суда.
ЕАС (Евразийское соответствие)
Символ EAC — единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза. Продукция с таким знаком прошла процедуры оценки и соответствует требованиям техрегламента Таможенного союза. Знак на товар наносят на производстве внутри стран Евразийского экономического союза или перед растаможкой при импорте из третьих стран. Его наносят на товары, которые должны пройти обязательную сертификацию в ЕАЭС.
Товары, которые надо сертифицировать и маркировать:
- продукты питания;
- мебель;
- бытовые приборы, которые включаются в розетку;
- компьютеры;
- кабели, провода и удлинители;
- продукцию легкой промышленности: ткани, одежду, обувь, домашний текстиль, изделия из кожи и меха;
- парфюмерию и косметику;
- изделия для детей и подростков.
Штрафы
По закону «О защите прав потребителей» на этикетках должна быть информация о товаре. Если ее нет, компанию могут оштрафовать
- за отсутствие сведений об изготовителе - до 4 000 рублей для ИП, до 40 000 рублей для юр. лиц;
- за отсутствие полной информации на этикетке - до 3 000 рублей для генерального директора, до 30 000 рублей для организации;
- за указание ложной или некорректной информации - до 20 000 рублей для генерального директора, до 500 000 рублей для компании.
- за нарушение правил маркировки грозят штрафы, а товар конфискуют: 5 000 - 10 000 рублей для должностных лиц; 50 000 - 300 000 рублей для ООО и ИП.